Визитной карточкой Ломоносовского фарфорового завода является специфический узор под названием кобальтовая сетка. Она известна во всём мире и её пытаются копировать многие другие производители. Кто же является автором этого прекрасного дизайнерского изыска?
Интересный факт, что узор появился сравнительно недавно — около 50 лет назад. Придуман он был художницей по имени Анна Яцкевич, которая занималась созданием дизайна для сервиза формы «Тюльпан», придуманного Серафимой Яковлевой во второй половине 40-х годов прошлого столетия.
Сразу после войны начали выпускаться сервизы с золотой сеткой, но уже спустя пару лет было налажено производство посуды с кобальтовой сеткой.
Эта модель кухонного сервиза за свой необычный дизайн получила золотую медаль на брюссельской выставке 1958 года. После выставки этот узор стал приобретать всё большую известность и популярность. Необычной особенностью можно назвать то, что завод изначально не готовил специально эту модель. Она была представлена в качестве одного из изделий ассортимента.
В то время у работников завода появилась идея о создании кобальтового карандаша. Карандаш был самым обычным, а в качестве стержня была использована фарфоровая краска. Именно этим карандашом впервые был декорирован сервиз. Именно тот сервиз сейчас хранится в экспозиции одного из Русских музеев.
Принято считать, что этот узор был навеян художнице нарядным и изящным фарфором 18 века, который был у Елизаветы. На него была нанесена золотая сеточка с небольшими розочками. У художницы сеточка вышла намного более замысловатой, с использованием кобальта с золотыми вставками. Если сравнивать два узора визуально, то сходство заметить непросто.
Новый сервиз под названием «Тюльпан» с нанесённой кобальтовой сеткой выглядел достаточно торжественно и благородно. Спустя несколько лет после успеха сервиза, сетку стали применять и в других изделиях завода: столовых и кофейных сервизах, разнообразных чашках, сувенирах и вазочках.
Художница Анна Яцкевич за свою жизнь успела создать ещё один известный рисунок, который знаком практически каждому, кто имел возможность пользоваться продукцией Ломоносовского Фарфорового завода. Логотип 1936 года также вышел из под её кисти. К сожалению, при жизни Анна Яцкевич так и не сумела получить признание. Она ушла из жизни незадолго до триумфа своего творения на брюссельской выставке, который прославил её на весь мир.